Использование развивающих игр в коррекционной работе с детьми

«Использование развивающих игр в коррекционной работе с детьми»

Подготовила учитель - логопед: Данильченко А. С.

.
В условиях реализации ФГОС обучение детей производится в игре, т. к. игра составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью. В исследованиях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина игра определяется как ведущий вид деятельности, который возникает не путём спонтанного созревания, а формируется под влиянием социальных условий жизни и воспитания.
Благодаря играм, ребёнок учится доверять самому себе и всем людям. Игру не зря называют королевой детства. Знаменитый ученый Э. Берн говорил, что весь процесс воспитания ребенка он рассматривает, как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть. В игре ребёнок развивается как личность. У него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Поэтому важнейшей задачей педагогической практики является оптимизация и организация в специального пространства для активизации, расширения и обогащения игровой деятельности дошкольника. Игра — явление сложное и многогранное.
Можно выделить функции игры. Обучающая функция — развитие общеучебных умений и навыков, таких как память, восприятие и др. Это использование дидактических игр. Развлекательная функция — создание благоприятной атмосферы на занятиях, превращение общения взрослого с ребёнком из скучного занятия в увлекательное путешествие. Коммуникативная функция — объединение детей и взрослых, установление эмоциональных контактов, формирование навыков общения. Это использование в работе коммуникативных игр. Психотехническая функция — формирование навыков подготовки своего психофизического состояния для более эффективной деятельности. Функция самовыражения — стремление ребёнка реализовать в игре творческие способности, полнее раскрыть свой потенциал. Компенсаторная функция — создание условий для удовлетворения личностных устремлений, которые невыполнимы в реальной жизни.
Учитывая важность игровой деятельности, я решила создать центр речевого развития «Мы познаем мир», центр развивающих игр. В котором собраны игры, направленные на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения. Игра — важнейшее направление коррекционной работы всех специалистов ДОУ. В своей деятельности игровые технологии я применяю с целью активизации психических процессов, диагностики, коррекции, адаптации к жизни, оказания первичной логопедической помощи. Использование игр в системе логопедической практики позволяет снизить утомляемость и повысить эмоциональную заинтересованность ребенка, в результате чего повышается эффективность логопедического воздействия.
Целью моей педагогической деятельности является создание условий для коррекции речи детей с речевыми недостатками путем применения в логопедической практике игровых технологий в условиях ДОУ.
Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:

  • внедрить в образовательный процесс систему взаимодействия всех субъектов образовательных отношений, направленных на коррекцию речевых недостатков детей, имеющих речевую патологию через проектную деятельность;
  • обогатить предметно-развивающую среду, направленную на развитие речи детей, имеющих речевые недостатки;
  • внедрить элементы игровых технологий в логопедическую практику;
  • повысить компетентность педагогов и родителей ДОУ в вопросах речевого развития дошкольников.

Для реализации поставленных задач я разработала и внедрила в педагогическую деятельность систему взаимодействия всех субъектов образовательных отношений, направленных на развитие речи дошкольников. Были разработаны и внедрены логопедические проекты на тему: «Мой веселый язычок» и «Чтобы лучше говорить –надо с пальчиками дружить», благодаря которым интерес детей к логопедическим занятиям и подготовке артикуляционного аппарата, мелкой моторики стал более эмоциональным, а проведение занятий основного этапа (постановка, автоматизация и дифференциация звуков) стал для детей настоящим праздником.
Занятия логотренинга проводятся в рамках проекта на подготовительном этапе коррекционной работы с детьми, зачисленными на логопункт. Для подготовки проектов использовались технологии развития артикуляционной и пальчиковой моторики Косиновой Е.М. Для подготовки проектов «Развитие фонематического слуха у дошкольников» использовались технологии развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста Филичевой Т.Б. и технологии развития связной речи у дошкольников Нищевой Н.Э., Теремковой.
Для проведения коррекционно-развивающей работы с использованием игровых технологий на логопедическом пункте подобраны игрушки, дидактические игры, настольные театры. Игрушки используются на занятиях, как герои, создающие мотивацию, игровую ситуацию и сюрпризный момент. Одна из любимых игрушек – это мяч. Он используется для проведения динамических пауз и дидактических игр. А мячи-ёжики и для массажа рук. Очень нравятся старшим дошкольникам занятия в форме конкурса, викторины, соревнования.
Для воспитателей разработаны комплексы упражнений пальчиковой и артикуляционной гимнастик в соответствии с изучаемыми лексическими темами. Внедрение технологии проектов и организация предметно-развивающей среды способствовали развитию речи воспитанников ДОУ и коррекции речевых нарушений детей с речевой патологией. Участие в проектной деятельности повысило познавательную и речевую активность детей, повлияло на развитие творческих способностей.
Для вовлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс по развитию речи и повышению уровня их педагогической компетентности регулярно проводились консультации, выступления на родительских собраниях. Также связь с родителями осуществлялась через информационные стенды в группах, информацию на сайте ДОУ, задания в индивидуальных тетрадях. В заключение можно сделать вывод: применение в логопедической практике игровых технологий способствовало решению поставленных задач и достижению поставленной цели.