Консультация для родителей: "Что такое общее недоразвитие речи (ОНР)?"
"Что такое общее недоразвитие речи (ОНР)?"
Подготовила учитель - дефектолог:
Аблиазизова З. Н.
Речь не является врожденной способностью человека, она формируется у ребенка постепенно, вместе с его ростом и развитием. Для нормального становления речи необходимы: полноценный слух, зрение, нормальное строение и работа органов артикуляции, определенный уровень зрелости нервной системы. Большое значение имеет также социальное окружение ребенка, т.е. семья, детский и педагогический коллектив.
Усвоение ребенком родного языка происходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей.
К 4,5-5 годам ребенок должен овладеть всей системой языка: связно говорить, уметь излагать свои мысли, строя развернутые сложные предложения, без труда пересказывать рассказы и сказки, правильно произносить все звуки, легко воспроизводить многосложные слова. Словарный запас ребенка в этом возрасте составляет 4-5 тысяч слов.
Иная картина наблюдается при общем недоразвитии речи (ОНР). Оно может быть выражено в разной степени: самый низкий – 1-ый уровень характеризуется произнесением вместо слов отдельных звукоподражательных комплексов или слогов ( му, ав, ту-ту ). Наиболее типичен для дошкольников 5-ти лет с ОНР более высокий уровень речевого развития – 3-ий. Словарный запас этих детей составляет примерно 2,5-3 тысячи слов. В нем отсутствуют или же наличествуют в искаженном виде менее употребительные слова, обозначающие названия предметов, объектов, действий, их признаки.
Наиболее характерные речевые ошибки детей с ОНР:
1.Трудности называния частей предметов и объектов (кабина, сиденье, ствол, фундамент, подъезд, локти, ресницы, манжет, воротничок и т.д.);
2.Трудности употребления глаголов, выражающих уточненность действий (лакает, лижет, грызет, кусает, откусывает, жует – все выражается словом «ест»); приставочных глаголов (подплыл, отплыл, переплыл, всплыл и т.д.);
3.Трудности в подборе антонимов (гладкий – шершавый, храбрый – трусливый, глубокий – мелкий, низкий – высокий);
4.Трудности в образовании относительных прилагательных (шерстяной, глиняный, вишневый, сливовый и т.д.).
5.Ошибки в употреблении простых и сложных предлогов («платок лежит кармане», « взяла книгу от полки», «кошка вылезла под кровати»);
6.Ошибки в согласовании различных частей речи («видел два белки», «катался на санкаф»);
7.Ошибки в построении предложений («шел Петя грибы лес собирать», «почему что ежик кололся, почему что девочка и плачет»);
В звуковом плане дети:
1.Неверно произносят несколько звуков, часто не различают на слух и в произношении близкие по звучанию мягкие-твердые, звонкие-глухие, а также звуки С-Ш, З-Ж, ТЬ-Ч, СЬ-Щ,Л-Р и т.п. хотя у некоторых детей с ОНР может не быть выраженных нарушений звукопроизношения;
2.Искажают слоговую структуру и звуконаполняемость слов (водопроводчик – датавотик, фотография – атагафия, магнитофон – матафон);
3.Не могут воспроизвести ряд слов, близких по звучанию, некоторые звуковые и слоговые сочетания (кот-кит-ток, па-ба-па, та-кта, та-тя).
В связной речи отражаются все перечисленные особенности. Так же развернутые высказывания детей с ОНР отличаются отсутствием четкости и последовательности изложения. Детям трудно даются самостоятельное рассказывание по памяти и все виды творческого рассказывания, пересказ рассказов и сказок.
Если в речи Вашего ребенка присутствуют данные нарушения, необходимо обратиться за консультацией к учителю – дефектологу, чтобы начать своевременную работу по их преодолению.
- 464 просмотра