Консультация для родителей: "Играем вместе с ребёнком. Речевые игры по дороге домой"

"Играем вместе с ребёнком. Речевые игры по дороге домой"

Подготовила воспитатель::

Крушельницкая Е. И..

У современных родителей и детей дни расписаны поминутно: сад, кружки, походы в магазины, поликлиники, посещение родственников и друзей, поездки. Когда это всё успеть? С ребенком дошкольного возраста можно заниматься и по дороге домой. В это время ребенок расположен к общению с Вами, обстановка предполагает расслабленность, свободу и творчество, что можно использовать с пользой. Предлагаем Вам несколько дидактических, речевых игр, которые Вы можете проводить с ребенком по пути в сад и из сада.

Расскажи маршрут

Цель: закреплять умение употреблять слова «прямо», «налево», «направо», «вверх», «вниз», «вперед», «сначала», «потом», «между», «через» и т.д.

Описание: взрослый предлагает ребенку описать маршрут от сада до дома. «Расскажи, как нам дойти домой?» Например, сначала мы выходим из сада, спускаемся по лестнице вниз, потом поворачиваем направо, идём прямо, проходим между деревьями.

Отгадай предмет

Цель: закреплять умение называть целый предмет по названию его частей.

Описание: взрослый называет части предмета, который видит по дороге домой. Ребенок отгадывает предмет и называет его. Например:

Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).

Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).

Подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак (дом).

Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет).

Глаза, лоб, нос, рот, брови, щеки (лицо).

Рукава, воротник, манжеты (рубашка).

Назови лишнее слово

Цель: закреплять умение обобщать слова по категориям и выделять слова из другой категории, формировать умение объяснять свой выбор, используя слова «потому что».

Описание: взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее».

стол, шкаф, ковер, кресло, диван;

слива, яблоко, помидор, абрикос, груша;

волк, собака, рысь, лиса, заяц;

лошадь, корова, олень, баран, свинья;

зима, апрель, весна, осень, лето;

Я вижу

Цель: закреплять умение употреблять существительные в винительном падеже, составлять предложение с однородными дополнениями.

Описание: взрослый произносит предложение «Я вижу…» с 4-5 предметами, затем предлагает ребенку также продолжить фразу «Я вижу…». Играют по очереди.

Скажи наоборот

Цель: закреплять умение подбирать антонимы к словам.

Описание: взрослый начинает предложение, а ребенок его заканчивает.

Дедушка старый, а внук …
Дерево высокое, а куст …
Море глубокое, а ручеёк …
Дорога широкая, а тропинка …
Перо легкое, а гиря …
Пирожное сладкое, а лекарство …
Ночью темно, а днем …
У волка хвост длинный, а у зайца …
Хлеб мягкий, а сухарь …
Чай горячий, а лед …
Летом жарко, а зимой …

Назови детеныша

Цель: формирование умения правильно согласовывать слова в предложении в родительном падеже, развитие словаря, закрепление обобщающих понятий "Дикие животные" и "Домашние животные".

Описание: взрослый объясняет ребенку: детёныши потерялись, а мамы их ищут и никак не могут найти. Надо обязательно помочь мамам найти своих малышей.
Пример: Корова ищет кого?…(телёнка)

Лошадь ищет…(жеребёнка).
Свинья ищет…(поросёнка).
Собака ищет…(щенка).
Кошка ищет…(котёнка).
Коза ищет…(козлёнка).
Овца ищет…(ягнёнка).
Лисица ищет…(лисёнка).
Зайчиха ищет…(зайчонка).
Волчица ищет…(волчонка).
Ежиха ищет…(ежонка).
Медведица ищет…(медвежонка).
Белка ищет…(бельчонка).

Назови ласково

Цель: закреплять умение согласования прилагательного с существительным, образование уменьшительных форм прилагательных.

Описание: Мы сегодня будем играть в ласковые слова. Послушай, как красиво звучит:
Цветок красный, а цветочек красненький.
Далее мы произносим только часть фразы, а ребёнок ее заканчивает.
Яблоко сладкое, а яблочко … (сладенькое).
Чашка синяя, а чашечка … (синенькая).
Ведро синее, а ведерко … (синенькое).
Солнце теплое, а солнышко … (тепленькое).
Цыпленок пушистый, а цыпленочек … (пушистенький).
Дом низкий, а домик … (низенький).

Выбери правильное слово

Цель: развитие мышления, речевого внимания.

Описание: из предложенных слов, обозначающих признаки предмета, взрослый предлагает ребёнку выбрать одно, наиболее подходящее по смыслу. Подумай и скажи, какое слово подходит больше других?

Осенью дует … (холодный, мокрый) ветер.
На лугу распустились … (зеленые, синие, красные) маки.

Мама взяла в лес … (сумку, пакет, корзинку).

Дед Мороз приходит в гости …(осенью, весной, зимой).

Собака живет… (в лесу, в конуре, в берлоге).

Поезд едет по…(дороге, воде, рельсам).