Консультация для родителей «Сказка в жизни ребенка»

Консультация для родителей «Сказка в жизни ребенка»
 

 Подготовила педагог-психолог: Фурман О.П.



«Чтение – это один из истоков мышления и умственного развития»
«Сказка – это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенка жизненных явлений».
В.А. Сухомлинский

Все дети любят сказки. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и всем окружающим миром в целом. Роль сказки в воспитании детей велика. Сказка активизирует воображение, заставляет сопереживать и внутренне содействовать персонажам, а в результате у ребенка появляются новые знания и представления и, что самое главное, формируется эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам и явлениям.
Восприятие литературного произведения – очень сложная, развивающаяся во времени внутренняя деятельность, в которой участвуют воображение, восприятие, внимание, мышление, память, эмоции и  воля. Каждый из этих процессов выполняет свою важную функцию в общей деятельности – в знакомстве с явлениями окружающей действительности через сказку. Они являются для ребенка неисчерпаемым источником развития чувств и фантазии, которые в свою очередь приобщают его к духовному богатству.
Сказки  детям становятся интересны уже к двум годам. Если ребенок живёт в любящей и заботливой семье, то его готовят к этому с младенчества. Слушая их, кроха, словно по ступенькам, приходит к сказке и остается с ней на всю жизнь. Сказка является таким же необходимым этапом развития ребёнка, как и игра.
Слушая сказки, дети невольно находят в них отголоски своей собственной жизни. Они стремятся воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами. Сказки вселяют в детей надежду, веру в лучшее. Сказка учит ребенка сравнивать, сопоставлять, сопереживать, развивать связную речь, нравственные качества.
Особое влияние чтение сказок оказывает на речевое развитие ребёнка. Словарный запас расширяется, происходит понимание грамматического строя речи, появляется умение правильно строить диалог, развивается связная логическая речь. Читать сказку надо с хорошей дикцией и интонацией, тогда ребенок  быстрее научится четко выговаривать звуки.
В сказках противопоставляется добро и зло, великодушие и жадность, смелость и трусость, милосердие и жестокость, упорство и малодушие. Они говорят ребенку, что мир устроен сложно, что в нем много несправедливости; что страх, сожаление и отчаяние  - в такой же степени часть нашего бытия, как радость, оптимизм и уверенность, но самое главное,  что они вселяют в ребенка уверенность, что если человек не сдается, даже когда положение кажется безвыходным, когда он не изменяет своим нравственным принципам, не поддаётся искушению, то обязательно выйдет победителем.
Русские народные сказки играют большую роль в формировании у детей музыкального слуха, вкуса к поэзии, любви к природе, к родной земле. Они возникли в незапамятные времена. Русские народные сказки – это самый популярный и самый любимый детьми жанр. Всё происходящее в этих сказках фантастично: герои этих сказок, попадая из одной опасной ситуации в другую, спасает своих друзей, наказывает врагов – борется и бьется не на жизнь, а на смерть. Недостаточно просто прочитать сказку. Чтобы ребенок ее лучше запомнил, нужно помочь ему понять ее, пережить вместе с героями различные ситуации. Проанализировать поступки персонажей, представить себя на их месте. Когда ребенок научится работать со сказкой, будет в ней хорошо ориентироваться, разбирать поступки героев, оценивать их, он сможет эту модель перенести в реальную жизнь скорректировать свое поведение или исправить какую-то ситуацию.
Сказка подобна чуду. Если бы не было чудес, то жизнь была бы скучной и неинтересной. Если сказку внимательно читать или слушать, то обязательно поймешь, что в ней главное, всегда отыщешь зерно мудрости. Без намека сказок не бывает, недаром же они часто заканчиваются лукавой присказкой: «Сказка - ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок!».
Как читать сказку? Для чтения сказок следует подбирать «нужное» время - когда ребенок и родитель находятся в спокойном эмоциональном состоянии, в «хорошем расположении духа». Читать нужно эмоционально,  с удовольствием, не отвлекаясь, тогда ребенок получит больше пользы, а родитель положительные эмоции. Показывайте ребенку, что это доставляет вам удовольствие. Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с ребенком. Садитесь так, чтобы он мог видеть ваше лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами. Тогда слушатель осознает, что повествование обращено именно к нему, а вам видно, какое место в сказке больше всего его волнует. Читайте неторопливо, но и не монотонно. Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то громче, то тише – в зависимости от содержания сказки и характеров персонажей. Старайтесь передать интонацией смешную или грустную ситуацию, но не переигрывайте. Излишняя драматизация мешает ребенку воспроизводить в воображении нарисованные словами картины. 


Уважаемые родители, помните, что сказки - совершенно необходимый этап в развитии ребенка, так как у детей, которым родители читают или рассказывают сказки, формируется так называемый запас жизненной прочности - некая картотека, библиотека жизненных ситуаций!