Психологическая консультация для родителей «Игра и труд в жизни ребенка»

Психологическая консультация для родителей «Игра и труд в жизни ребенка»
 
Подготовила педагог-психолог Фурман О.П.
Трудовое воспитание – важное средство всестороннего развития личности ребенка. Трудолюбие не дается от природы, а воспитывается с самого раннего детства. Главная цель труда – в его влиянии на личность ребенка. Через труд  для других, через добрые дела для окружающих формируется сознание ребенка, понимание того, что каждый человек должен трудиться.  Умению работать учат и в детских садах, и в школах, но главная школа для ребенка - это его семья. Дети, особенно дошкольники, с удовольствием работают вместе с родителями. Пример труда родителей их увлекает, они горды сознанием того, что им доверено участие в семейном труде.
Интерес дошкольников к труду, мечты о будущей работе отражаются в их играх, высказываниях, рисунках. Но ярче всего этот интерес проявляется в творческой сюжетно-ролевой игре, которая способствует к глубокому осознанию мотивов трудовой деятельности человека. Воспитание в игре трудовых навыков тем более эффективно, что игра и труд неразрывно связаны между собой.
Первичные трудовые навыки развиваются в игре с самого раннего детства. Уже в 2-3 года дети подражают деятельности окружающих людей: мама варит обед, кормит детей, убирает комнаты, папа что-то мастерит, шофер водит машину. В этом возрасте дети узнают назначение простейших орудий труда и начинают овладевать ими: лопатой копают, молотком прибивают, граблями сгребают. Подражая взрослым, ребенок производит в игре определенные действия: подметает пол, одевает и раздевает куклу, катает ее на коляске. Создавая условия для игр малышей, необходимо заботиться о том, чтобы в распоряжении ребенка было достаточное количество игрушек, побуждающих  к трудовым действиям: одежда для кукол, предметы для уборки комнаты, наборы чайной, столовой посуды, лопатки и грабли, наборы пожарного, доктора и т.д. Развивая у детей интерес к труду взрослых, важно обращать их внимание не только на определенные действия, но и на результаты труда: в комнате стало чисто, приготовлен вкусный обед, дорожки на участке расчищены, больной выздоровел, пожар потушен и т.д. Дети старшего дошкольного возраста воспроизводят в игре не только трудовые действия взрослых, но и взаимоотношение людей в работе. Наряду с играми предыдущих лет, отражающими жизнь семьи, детского сада, праздники, труд людей некоторых профессий, дети охотно играют в школу, стройку, более глубоко отображают характер работы представителей разных профессий, их взаимоотношения.  В подготовительной к школе группе ознакомление с трудом взрослых усложняется. В этом возрасте большое значение предается нравственной стороне труда. Задача педагогов и родителей состоит в том, чтобы вызвать у детей желание узнать больше об интересующей их профессии. Ребенок должен научиться размышлять, зачем необходимы разные профессии, какую пользу обществу приносят представители определенных профессий. Постепенно детей приводят к осознанию, что люди, работающие на одном предприятии, трудятся дружно, оказывают помощь тому, кто в ней нуждается. Дети видят результат труда многих людей. Игры на тему труда способствуют формированию у  детей общих представлений о значении коллективного труда людей. В играх воспитывается ответственность за порученное дело, возникает чувство удовлетворения от результатов работы. Выполнение ролей, связанных с отображением в игре труда взрослых, требует от детей большой активности, целенаправленности действий, организаторских умений.