Психологическая консультация "Модели семейного воспитания"

                                

 Психологическая консультация "Модели семейного воспитания"
 Выполнила педагог-психолог Фурман О.П.

 

Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей. Главная школа жизни -  это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери.

В.А. Сухомлинский

В каждой семье разные методы и способы воспитания детей. Модель семейного воспитания - это способ отношений родителей к ребёнку, применение ими определенных приемов и методов воздействия на ребенка, выражающиеся в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия с ребёнком. Любая дисгармония в семье приводит к неблагоприятным последствиям в развитии личности ребенка, к проблемам в его поведении
В современной психологии  и педагогике принято выделять 6 основных моделей воспитания в семье, каждая из которых характеризуется особенностями детско-родительских отношений, отношениями между родителями и взаимодействием семьи и социума. Рассмотрим их более подробно.
Авторитарная модель - строгая дисциплина, беспрекословное подчинение, жесткие правила и ограничения. Родители применяют телесные наказания за незначительные провинности. Дети не испытывают любви со стороны родителей, нежности, попечительства, жалости. Таких родителей беспокоит лишь тот факт, чтобы дитя выросло покорным и дисциплинированным. Ребенок не имеет права выбора, не самостоятелен и не может нести ответственность за свои действия и слова. Ребенок, становится нерешительным, тревожным и безынициативным или, напротив, агрессивным, конфликтным, авторитарным. В присутствии родителей такие дети могут выглядеть смирными и дисциплинированными, но  едва лишь угроза наказания пропадает, поведение ребенка делается неконтролируемым.
Либерально-попустительская  модель - практически полное отсутствие рамок и границ, незаинтересованность родителей в жизни детей, снятие ответственности за их будущее. Родителям, которым присуща  либерально-попустительская модель  общения с ребёнком, свойственно неумение или нежелание возглавлять, устремлять ребенка. Дети часто ввязываются в нехорошие компании. Так они стремятся  обратить на себя внимание родителей. Это связано с ощущением ненужности родителям и отсутствием правил в семье. Иногда такие родители пытаются ввести авторитарную модель, но не могут жестко держать границы, это приводит к тому, что дети быстро перестают слушаться.
Гиперопекающая модель - постоянные ограничения в свободе детей родителями, у которых чаще всего присутствуют тревожные намерения. Родители непрерывно присутствуют рядом с ребенком, разрешают за него его вопросы, проживают его жизнь. Ребенок боится окружающего мира, не уверен в себе, испытывает тревогу, вину.
Человек, выросший в такой семье, может навсегда останется жить с родителями. Умение принимать решения  не сформировано, мотивация к успешной жизни  отсутствует. Устраивать собственное будущее страшно, брать на себя ответственность на работе опасно, да и не обязательно. Для детей из гиперопекающей семьи  характерна низкая самооценка и неумение выстраивать отношения с другими людьми.
Демократическая модель - сотрудничество между детьми и родителями. Взрослые справедливы, последовательны, демонстрируют детям свою любовь и умеют выставлять гибкие границы. Дети учатся быть самостоятельными и ответственными, имеют право выбора и свободу голоса.
Эта модель базируется на безусловной любви к ребенку, терпении, уважении,  мудрости. Если самих взрослых воспитывали по-другому, то им потребуется приложить усилия для формирования такой модели воспитания в своей семье. 
Дети вырастают деятельными, всесторонними, независимыми, грамотными лицами со сформированным ощущением личного совершенства и чувством ответственности за  себя и родных ему людей. Дети в школе учатся положительно, меньше предрасположены к негативному воздействию.
Демократическая модель  в семье, с точки зрения многих психологов,  является самой  результативной моделью семейного воспитания
Отчужденная модель - абсолютное равнодушие родителей по отношению к ребенку. Родители «не наблюдают», ребенка,  безразличны к его развитию и духовному внутреннему миру. Постоянно игнорируя общение с ним, удерживают его от себя на дистанции. Дети предоставлены сами себе. Отчужденная модель  воспитания встречается зачастую в антисоциальных семьях, где один или оба супруга зависимы от алкоголя или наркотиков.
Хаотическая модель  - отсутствие единой поэтапной позиции в воспитании ребенка: нет конкретных, определенных, четких требований к ребёнку. Появляется хаотичная модель  на фоне расхождений родителей в предпочтении средств и приемов воспитания. Разногласия в семье делаются учащаются, родители стабильно конфликтуют и зачастую все это совершается на глазах у ребенка, что способствует  проявлению неврозоподобных проявлений у ребенка. Неадекватные поступки и реакции родителей отнимают у ребёнка чувство стабильности, провоцируют  нерешительность, возбудимость, смятенность, враждебность, неуравновешенность, общественную дезадаптацию.  Ребенку нужно постоянство и присутствие ясных определенных ориентиров в оценивании и поведении. При хаотичной модели воспитания у ребенка не образуется контроль над собой, ощущение ответственности за себя и остальных людей. Ребенок будет выделяться несформированностью соображений.